Размер шрифта
Цвет сайта
Интервал между буквами
Шрифт

Бесплодие и борьба с ним в истории человечества

О бесплодии

В Библии сказано, что создав человека: мужчину и женщину, Бог благословил их «...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Бытие, Глава 1, 28).Так человек получил один из основных инстинктов, определяющих его жизнь — инстинкт продления рода.

Фертильность (от лат. Fertilis— «плодородный») — способность воспроизводить потомство, является одной из главных физиологических функций человека. Бесплодие (утрата фертильности) бесспорно относится к одной из самых серьезных и тяжелых проблем для личности и общества.

«Международный словарь терминов и определений в лечении и профилактики бесплодия»1 (WHO, ICMART) определяет: «Бесплодие — заболевание, характеризующееся невозможностью достичь клинической беременности после 12 месяцев регулярной половой жизни без контрацепции вследствие нарушения способности субъекта к репродукции, либо индивидуальной, либо совместно с его/ее партнером. Вмешательства по поводу бесплодия могут быть начаты и ранее 1 года, основываясь на данных медицинского, сексуального и репродуктивного анамнеза, возраста, данных физикального обследования и диагностических тестов. Бесплодие — это заболевание, которое характеризуется наличием препятствия к реализации репродуктивной функции».

Бесплодие не сопровождается физическим страданием и нарушением трудоспособности, как другие болезни. Бесплодие сказывается на качестве жизни человека, имеет негативные последствия для общества, именно по этой причине оно признано болезнью и внесено в «Международный классификатор болезней» Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Бесплодие является проявлением или одним из симптомов достаточно большого числа разных заболеваний и расстройства функций у женщин и мужчин. ВОЗ выделила 22 причины женского бесплодия и 16 причин мужского. Сложность проблемы усугубляется тем, что у больной(-го) бесплодием может быть не одно заболевание (причина), а несколько. Например, непроходимость маточных труб, вследствие хронического воспаление придатков матки, и отсутствие овуляции из-за гормональных нарушений. Кроме того, заболевания, приводящие к бесплодию, могут быть у обоих супругов.

В связи со сказанным в медицинской практике выделяют:

  • сочетанное женское бесплодие — сочетание нескольких причин у женщины,
  • сочетанное мужское бесплодие — сочетание нескольких причин у мужчины,
  • комбинированное бесплодие — комбинация женских и мужских причин бесплодия у супругов/ партнеров.

Библейские истории о бесплодных браках

Бесплодие отнюдь не новая болезнь. Трагедии, связанные с отсутствием детей, нереализованным родительским инстинктом, пронизывают всю историю человечества и описаны в первых главах Библии.В строках Нового Завета, больше известных многим нашим соотечественникам по анекдоту из «Золотого теленка», чем по первоисточнику: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил...», скрыты истории о том, что жены этих прародителей Иисуса Христа: Сарра, Ревекка и Рахиль, страдали бесплодием.

В самых первых главах первой книги Библии — Бытие рассказывается о том, что Господь обещал Аврааму и Сарре за праведность и преданность произвести от них многие племена и народы. Однако супруги дожили до преклонных лет, не имея детей. И когда все «обыкновенное у женщин» у Сарры прекратилось, она сказала Аврааму, что это, наверное, от него должны произойти племена и народы. "И взяла Сарра, жена Авраамова служанку свою, Египтянку Агарь, дала ее Аврааму, мужу своему, в жены. Он вошел к Агарь, и она зачала«.Агарь родила Аврааму сына; «и нарек Авраам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Авраам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Аврааму Измаила».

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, а Сарре 90 лет, Бог явился к Аврааму и пообещал: «...именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына... И произойдут от нее народы и цари народов». Услышав это, Сарра внутренне рассмеялась, сказавши: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. Однако случилось так, как сказал Бог — через год она родила Аврааму сына Исаака.

На этом, правда, история не закончилась, а только началась. Измаил стал дразнить и оскорблять Сарру — мол, старуха родила! Сарра нажаловалась Аврааму: «Что это такое? Как ты допускаешь, чтобы сын рабыни смеялся над твоей женой?» Пришлось Аврааму прогнать Агарь и Измаила из дома, в результате чего они чуть не погибли в пустыне. По сути, это был первый документально зафиксированный семейный конфликт, первопричиной которого было бесплодие!

В Библии рассказывается также, что бесплодные жены сына и внука Авраама искали спасения от этой беды у Бога. Они, как и Сарра, решились для преодоления проблемы дать своим мужьям служанок. Одну из этих историй описал Томас Манн в романе «Иосиф и его братья».

«...Маленькая Рахиль висла у Иакова на шее и плакала:
Дай мне детей, не то я умру!

Он отвечал:

„Что это, голубка моя? Твое нетерпенье делает немного нетерпеливым твоего мужа, а я никак не думал, что подобное чувство когда-либо поднимется против тебя в моем сердце. Право же, неразумно докучать мне слезами и просьбами. Ведь я же не бог, который не дает тебе плодов твоего тела“.

...Конечно, он раздражался, ибо глупо было со стороны Рахили молить его о том, чего он сам так пламенно желал себе, не коря ее, однако, при этом за обманутые свои надежды. И все-таки в ее горе бедняжку многое оправдывало, ибо покуда она оставалась бесплодной, ей приходилось плохо...»

Надо сказать, что на самом деле у Иакова уже были дети от сестры Рахиль Лии, которую их отец Лаван обманом отдал в жены Иакову вместоРахиль, и от служанки Рахиль —Валлы, и от служанки Лии —Зелфы. Один из наших современных ученых, рассуждая о проблеме бесплодия в библейские времена, писал: «Полигамный брак и возможность прибегнуть к услугам рабынь, как правило, поразительно плодовитых, довольно просто решали проблему бесплодного брака — все дети, рожденные от главы семьи, считались общими». Действительно, так нередко в старину решалась проблема продления рода в некоторых странах. Однако во все века люди кроме инстинкта продления рода испытывали еще и одно из самых сильных чувств — чувство любви. Они любили, и поэтому им хотелось и сегодня страстно хочется во что бы то ни стало иметь ребенка именно от любимого человека.

Томас Манн так блистательно описал радость, которую испытал Иаков, увидевший ребенка, рожденного его любимой женщиной:

«...Это Валла, бледная и смеющаяся, выбежала во двор, куда в беспамятстве метнулся Иаков и, захлебываясь, доложила господину, что у нас родилось дитя, что нам дарован мальчик,и что Рахиль жива; и он, дрожа всем телом, побрел к родильнице, упал к ее ногам и заплакал. Покрытая потом исловно преображенная смертью, она пела задыхающуюся песню изнеможения... У нее не было силы повернуть к нему голову и даже улыбнуться ему, но она гладила его темя, когда он стоял возле нее на коленях, а потом скосила глаза на колыбель, чтобы он поглядел на жизнь ребенка и возложил руку на сына. Выкупанное дитя уже перестало кричать. Оно спало, завернутое в пеленки. У него были гладкие черные волосы на головке, разорвавшей при выходе мать, длинные ресницы и крошечные ручки с четко вылепленными ногтями. Оно не было красиво в то время; да и как можно говорить о красоте, когда дело идет о столь малом ребенке. И все же Иаков увидел нечто такое, чего он не видел в детях Лии и не замечал в детях служанок, он с первого взгляда увидел то, что, чем дольше он глядел, тем сильнее переполнялось его сердце благоговейным восторгом. Было в этом новорожденном что-то, не поддающееся определению, какое-то сияние ясности, миловидности, соразмерности, благоприятности и симпатии, которое Иаков, как ему казалось, пусть не понял, но различил. Он положил свою руку на мальчика и сказал: „Мой сын“. Но как только он дотронулся до младенца, тот открыл глаза, которые были тогда синими и отражали солнце его рождения в вершине неба, и крошечными, четко вылепленными ручками схватил палец Иакова. Он держал его в нежнейшем объятье, продолжая спать, и Рахиль, мать, тоже спала глубоким сном. А Иаков, столь нежно задержанный, стоял согнувшись и, должно быть, целый час глядел на ясного своего сыночка, покуда тот плачем не потребовал пищи; тогда он поднял его и передал матери».

Нам не удалось построить социализм с человеческим лицом, то есть общество, в котором интересы личности были бы не менее значимыми, чем общественные интересы, а даже и важнее них. При социализме, в котором выросли наши соотечественники среднего и старшего поколений, все было наоборот. В популярной в свое время песне пелось: «Жила бы страна родная, и нету других забот...». Человек, его родовые корни, были не важны. Более того, нередко государственная машина пыталась вытравить эту память. К сожалению, кое-что в этом плане сделать удалось. Многие в России теперь не знают никого в своем роду дальше деда, в лучшем случае прадеда. Да и совсем недавно чиновники и политики говорили: «Про какое финансирование лечения бесплодия вы говорите? У нас в стране есть проблемы поважнее! Туберкулез, СПИД, наши россиянки больше всех в мире делают абортов (действительно — 4 миллиона абортов в год!). Бездомных детей полно. Пусть тот, кто хочет иметь детей, их усыновляет». Да, все это так. Однако люди хотят в первую очередь иметь своих собственных детей и готовы ради ребенка пойти на любые жертвы и испытания.

Примеров тому все в тех же библейских историях можно найти предостаточно. Родители Девы Марии, Иаохим и Анна, много лет не имели детей. Они вели праведную жизнь, истово молились, приносили двойные дары и просили Бога дать им детей. Однако все было тщетно. Состарившись и потеряв последнюю надежду, Иоахим отправился в пустыню, говоря, что останется здесь, пока Бог не откликнется на его просьбу. В пустыне без воды и еды он провел в молитвах 40 дней и ночей и был уже недалек от смерти, когда, наконец, к нему явился Ангел. Он возвестил Иоахиму, что Господь услышал его молитву, и будет у них с Анной потомство, о котором узнает весь мир.

Государство изменило свою позицию. С теперь лечение бесплодия оплачивается из средств обязательного медицинского страхования (ОМС).

Борьба с бесплодием в истории человечества

В прошлом люди связывали бесплодие только с волей Божьей, которая распространялась на женщину. Причина бесплодия крылась именно в ее неспособности забеременеть. Вслушайтесь в эти ветхозаветные формулировки: Господь «заключил чрево», «Бог отверз утробу ея»... Речь в них о женских проблемах. Надо признаться, что это заблуждение насчет виновности только женщины в бесплодном браке продолжает существовать и в современном обществе. На самом деле болезни мужа и жены примерно в равной мере являются причинами бездетности. Однако, вот что интересно: приблизительно в 10% случаев бесплодного брака не удается найти у супругов вообще каких-либо причин для бесплодия! В официальной классификации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) такой тип бесплодия называется необъяснимым. Быть может, в этих случаях вполне допустимо говорить о провидении Всевышнего? Или, быть может, наука еще не все знает, еще многое предстоит открыть? Познавая мир, человечество стремилось открыть тайну зарождения новой жизни и к началу XXI века весьма преуспело в этой области.

Справедливости ради следует сказать, что еще в I столетии до Рождества Христова соратник Юлия Цезаря Лукреций в поэме «О природе вещей» впервые связал бесплодие не только с женщиной, но и с мужчиной. Поражает точность эмпирических результатов:

...И не по воле богов от иного посев плодотворный
Отнят, чтоб он никогда от любезных детей не услышал
Имя отца и навек в любви оставался бесплодным.
Многие думают так и, скорбя, обагряют обильной
Кровью они алтари и дарами святилища полнят,
Чтобы могли понести от обильного семени жены.
Тщетно, однако, богам и оракулам они докучают.
Ибо бесплодны они от того, что иль слишком густое
Семя у них, иль оно чрезмерно текуче и жидко.
Жидкое (так как прильнуть к надлежащему месту не может)
Тотчас стекает назад и уходит, плода не зачавши;
Семя же гуще, из них извергаясь сплоченным больше,
Чем надлежит, иль лететь не способно достаточно быстро,
Иль равномерно туда, куда нужно, проникнуть не может,
Или, проникнув, с трудом мешается с семенем женским.
Ибо зависит в любви от гармонии, видимо, много.
Этот скорее одну отягчает, а та от другого
Может скорей понести и беременной сделаться легче.
Многие жены, дотоль бесплодными были во многих
Браках, нашли, наконец, однако, мужей, от которых
Были способны зачать и потомством от них насладиться.
Также нередки и те, у кого плодовитые жены
Все ж не рожали детей, подходящих супруг находили
И свою старость детьми могли, наконец, обеспечить.
(Цит. по: Лукреций. О природе вещей. — М., 1958)

Понять и объяснить причину бесплодия пытались многие светлые умы человечества. Так, Аристотель в результате своих наблюдений пришел к выводу, что у мужчин к бесплодию ведет чрезмерное употребление вина. Великий врач, поэт и философ древнего Востока Ибн-Сина (Авиценна) впервые связал бесплодие не только с патологией семени, но и с заболеваниями половых органов мужчины и женщины.

В 1677 году Антоний Левенгук с помощью сконструированного им микроскопа впервые исследовал человеческую сперму, в которой он обнаружил «анималькулей» — так он назвал сперматозоиды (от лат. animalculum — «зверек»). Левенгук ошибочно считал, что спермий — это уже зародыш, который использует содержимое яйцеклетки как питательную среду для своего развития.

Первое практическое применение полученных новых знаний состоялось в 1790 году, когда с целью преодоления бесплодия, связанного с болезнью мужа, врач и исследователь Хантер впервые воспользовался шприцем и ввел сперму мужа во влагалище жене. Так была совершена первая операция по искусственному осеменению (инсеминация). В результате наступила беременность, завершившаяся рождением здорового ребенка.

Однако прошло еще 150 лет, прежде чем в 1827 г. Карл Бэр член Санкт-Петербургской Академии Наук обнаружил яйцеклетку у млекопитающего (собаки) и установил, что для начала новой жизни необходимо не только проникновение сперматозоида в яйцеклетку, но и слияние содержимого мужской и женской половых клеток.

В середине XVII века появляются первые микроскопы, благодаря которым произошла настоящая революция в науке. В 1672 году нидерландский ученый Р. де Грааф опубликовал сообщение «О женских органах, служащих делу размножения», в котором он впервые описал структуру яичника. Грааф первым обнаружил в яичнике пузырек, который в дальнейшем был назван его именем — граафов пузырек (зрелый фолликул).

Грааф думал, что этот пузырек и есть «женское семя» — яйцеклетка. На самом деле, как выяснилось позднее, яйцеклетка находится внутри граафового пузырька и окружена тысячами других клеток, которые обеспечивают ее питание.

В 1890 году Вальтер Хип выделил оплодотворенные яйцеклетки из фаллопиевых труб самки кролика и перенес их другой крольчихе. Так впервые был произведен перенос эмбрионов от одной самки млекопитающего к другой. Результатами этого опыта первыми воспользовались ветеринары. В наши дни именно так разводят элитные породы скота. Для решения людских проблем это достижение было использовано в конце 20 века в программе суррогатного материнства.

Трудно поверить, но возможность переноса эмбриона от одной матери к другой была предсказана еще за несколько тысячелетий до этого события! На стене одного из индийских храмов (теперь она храниться в Британском музее) в 599 г. до н. э. была сделана фреска, на которой божество в виде оленя забирает плод у одной женщины и переносит другой. Это иллюстрация к легенде о зачатии основателя джанизма — Махавиры. По недосмотру богов Махавира был случайно зачат в чреве женщины низкого происхождения. Когда это обнаружилось одному из них — божеству с оленьей головой Харинегамешину — пришлось ночью, как гласит легенда, забрать у беременной женщины из матки плод и пересадить его в чрево другой женщины благородных королевских кровей.

Другой, более свежий пример. В 1932 г. вышел в свет фантастический роман А. Хаксли «Прекрасный новый мир». В нем был описан метод лечения бесплодия, который позднее в России стал назваться экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), то есть оплодотворением вне организма человека. По мысли автора возникающие в результате зародыши должны были проходить в пробирке все стадии своего эмбрионального развития.

Не удивительно, что биологи вскоре начали работу по реализации этой фантастической идеи. Джон Рок первым попытался оплодотворить человеческие яйцеклетки. После 4 лет работы он заявил, что оплодотворение ооцитов человека в культуре невозможно. В 1934 г. наша соотечественница О. В. Красовская сообщила об успешном оплодотворении яйцеклеток кролика in vitro (лат. — в стекле, в пробирке). Из-за железного занавеса об этом никто в мире не узнал, и вся слава первого оплодотворения яйцеклетки млекопитающего досталась американцу М. Чангу, который на 23 года позднее не только оплодотворил яйцеклетки кролика в культуре, но перенеся их крольчихе, получил потомство.

В начале 50-х годов в Крымском медицинском институте под руководством заведующего кафедрой гистологии и эмбриологии профессора Бориса ПавловичаХватовабыла начата работа по изучению возможности культивирования и оплодотворения яйцеклеток млекопитающих и человека вне организма. В 1954 году исследования в этом направлении были поручены аспиранту Григорию НиколаевичуПетрову. Проведя и обобщив результаты более 1600 опытов на половых клетках млекопитающих и человека Григорий Николаевич в 1959 году в Симферополе успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Процесс оплодотворения вне организма яйцеклеток некоторых млекопитающих и человека». К сожалению, в дальнейшем исследования в этой области были запрещены. Г.Н. Петров больше никогда не занимался этой проблемой. У нас в стране его имя было забыто на несколько десятилетий.

В 2010 году в Нобелевской лекции Мартина Джонсона, посвященной присуждению Роберту Эдварсу Нобелевской премии, упомянул имя Г.Н.Петрова среди ученых и врачей, чьи исследования обеспечилиразработку и внедрение экстракорпорального оплодотворения в практику лечения бесплодия.

В самом начале 60-х годов весь мир облетело известие, что группе итальянцев во главе с Даниеле Петруччи удалось не только оплодотворить яйцеклетку человека in vitro, но и обеспечить развитие эмбриона вне организма матери, в лабораторных условиях. В те дни все средства массовой информации каждый день сообщали, как идут дела в лаборатории итальянских исследователей. Через 58 дней Петруччи объявил, что ему пришлось прервать эксперимент из-за протеста католической церкви. Однако, как оказалось, это была мистификация. Даже сегодня удается поддерживать нормальное развитие эмбриона вне организма не более недели. С тех пор о Петруччи никто ничего больше не слышал.

Настоящая же научная работа в это время велась англичанином Робертом Эдвардсом. Именно он открыл многие особенности созревания яйцеклеток человека и добился после их оплодотворения начала развития эмбрионов в пробирке.

Лапароскопия

Следующим шагом к преодолению бесплодия с помощью ЭКО явилась встреча в 1968 году Р. Эдвардса с гинекологом Патриком Стептоу и последовавшее за ней 10-летнее сотрудничество в разработке способов забора яйцеклеток с помощью так называемой лапароскопии. Так называют метод визуализации органов брюшной полости с помощью введенного в нее через маленький разрез специального оптического зонда (от греч. lapara — «живот» и scopeo — «смотрю», «наблюдаю»).

Роберт Эдвардс и Патрик Стептоу совершили поистине научный подвиг во имя человечества. 10 лет работы, бесконечные неудачи. Несколько сотен переносов эмбрионов без всякого результата. Это означает, что лапароскопий было сделано еще больше, поскольку далеко не каждая лапароскопия заканчивалась получением яйцеклеток, и далеко не всегда после соединения сперматозоидов с яйцеклеткой наступало ее оплодотворение. Непрекращающаяся критика со стороны коллег. Попытки запретить проведение исследований (как сегодня с клонированием). Первая наступившая беременность оказалась внематочной, вторая прервалась.

Однако ни ученые, ни их пациенты не сдались. Они прекратили общение с прессой. О третьей беременности мир узнал только после того, как она завершилась 28 июля 1978 года рождением здорового ребенка. Так появилась на свет Луиза Браун — первый в мире «ребенок из пробирки».

Новый этап в истории ЭКО в бывшем Советском Союзе начался в 70-е годы и связан с работой сотрудников лаборатории клинической эмбриологии Всесоюзного центра охраны матери и ребенка, ныне НЦ АГиП РАМН в Москве, и группы раннего эмбриогенеза человека в НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта РАМН в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде. Первый ребенок — девочка «из пробирки» — в России родилась в Москве в марте 1986 года. Второй ребенок, рожденный с помощью ЭКО — первый в России мальчик «из пробирки» появился на свет в Санкт-Петербурге в конце ноября того же года.

Международный центр репродуктивной медицины в Санкт-Петербурге— старейшая клиника диагностики и лечения бесплодия с помощью ЭКО в России. Врачи центра имеют огромный опыт в области репродуктивной медицины. Бесплатная консультация поможет ответить на ваши вопросы и сориентировать по ценами на программам лечения бесплодия (ВРТ).

1 The International Glossary on Infertility and Fertility Care, 2017, Human Reproduction, pp. 1–16, 2017

Чему же учит эта ветхозаветная история? Никогда не теряйте веру!
Иаохим сообщает Анне, что у них будет ребенок.
Антоний Левенгук
Граафов пузырек (зрелый фолликул)
Г. Н. Петров
Новорожденная Луиза Браун, 25 июля 1978 г.