Размер шрифта
Цвет сайта
Интервал между буквами
Шрифт

Здоровье детей «из пробирки» зависит от здоровья родителей

* В конце ноября на 2-м форуме Всероссийской программы «Святость материнства» в Нижнем Новгороде обсуждались среди прочих и проблемы, связанные с детьми, зачатыми методом искусственного оплодотворения. В выступлении семейного психотерапевта Галины Масленниковой с трибуны прозвучали следующие данные: «по наблюдениям европейских медиков только пятеро из ста (искусственно зачатых - при. ред.) детей, рождаются на свет живыми. В России этот показатель следующий: до восьмой недели беременности доживает только 30 процентов. Из рожденных с помощью такого метода детей 75 процентов — больные». Неужели такие цифры имеют место быть?

- Источник этой информации в докладе не указан, а потому можно было бы игнорировать это утверждение, как абсолютно голословное, сродни тем самым заявлениям британских ученых, которыми наводнен Интернет. Однако сам факт обнародования таких данных заставляет выступать с ответными заявлениями, потому что, приняв на веру недостоверную информацию, люди, страдающие бесплодием, могут начать искать альтернативные, абсолютно бесполезные, способы лечения. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что пациенты, которые не могут завести детей, тратят годы на обследования и лечение, общение с колдунами и шарлатанами, и упускают драгоценное время, потому что поверили вот таким «авторитетам» и боятся воспользоваться современными методиками. Во всем мире принято правило: если консервативное лечение не дает результата в течение года, пара направляется на ВРТ. У нас же нередки пациенты, которые лечатся по пять и по десять лет, и только вконец отчаявшись, решаются на вспомогательные репродуктивные технологии.

* И все же, есть ли в приведенной в докладе статистике хоть доля достоверности?

- В нашей стране пока в принципе нельзя говорить о достоверных статистических данных в отношении детей «из пробирки». Их просто нет Дело в том, что лечением бесплодия занимаются гинекологи, а беременными – акушеры, ну а рожают в родильных домах, а детей наблюдают педиатры. Это разные службы. Мало того центров ВРТ мало и они находятся в крупных городах, большинство пациентов проходят лечение в одном месте, часто далеко от дома, а рожают в ближайшем роддоме. Вот одна из причин потери осложняющих получение информации, а самое главное – родители, как правило, тщательно скрывают как был зачат ребенок – это обстоятельство не указывается ни в медицинской карточке, ни в каких-то других документах. Поэтому в нашей стране исследования проводятся на небольших группах без корректной группы сравнения, а такую статистику нельзя считать объективной, но именно она ложится в основу громких заявлений с трибун.

* А что говорят по этому поводу западные исследователи?

- Здоровье детей родившихся благодаря ВРТ является одним из главных показателей, определяющих отношение к ВРТ не только людей, страдающих бесплодием, но и государственных органов здравоохранения, страховых компаний, так как в большинстве европейских стран лечение оплачивается именно этими структурами. В странах, работающих по принципам доказательно медицины, оплачивается не одна, а как минимум 3 попытки, а в Словении - 4, Бельгии – 6, в Израиле вообще нет ограничений на число попыток. Неужели в этих странах оплачивают неэффективное лечение,главным результатом которого является рождение больных детей? Конечно, нет!!!

В Скандинавских странах контроль за состоянием здоровья населения и каждого жителя ведется от рождения от последнего дня жизни. Статистика этих стран базируется на сведениях о десятках и даже сотнях тысяч детей «из пробирки», в том числе уже ставших взрослыми.

Обобщенные данные содержатся в так называемых мета- анализах. Основной вывод этих исследований: частота врожденных пороков развития (ВПР) в группе детей ВРТ составляет 3-4%, а среди всех детей в популяции 2-3%. Причем установлено, что увеличение заболеваемости детей в этой группе связано не со способом зачатия, а с состоянием здоровья и возрастом родителей. Этот факт нашел свое подтверждение и в работе Davies MJ и соавторов, которые проанализировали исходы 308 974 беременностей. Здоровье детей из пробирки существенно не отличается от сверстников зачатых обычным путем. Есть ряд особенностей, но такие особенности можно найти в любой другой выбранной группе. Например, детей рожденных за полярным кругом.

* Давайте подчеркнем, именно возраст и состояние здоровья родителей играет ключевую роль в формировании здоровья будущего малыша!

- Совершенно верно, ведь чем моложе и здоровее родители, тем больше у них шансов дать полноценное потомство. Это аксиома и она не зависит от способа оплодотворения. Риск родить ребенка с патологиями у женщины к 40 годам возрастает многократно, независимо от способа зачатия, а в центры ВРТ приходят, как правило, женщины именно этой и более старшей возрастной категории. К этому возрасту у них накапливается букет соматических заболеваний, которые нередко вызывают осложнение течения беременности. В родовспоможении почему-то сам факт зачатия « в пробирке» считается показанием к кесареву сечению, что тоже не всегда оправданно, а способ родоразрешения сказывается на здоровье ребенка.

Одной из самых больших проблем ВРТ долгое время являлась высокая частота многоплодных беременностей. Уровень развития технологий заставлял подсаживать эмбрионы «про запас», а это приводило к частому наступлению многоплодных беременностей: двоен, троен и еще большим числом плодов… В акушерстве даже беременность двойней считается патологией, потому что организм женщины не рассчитан на полноценное вынашивание сразу нескольких детей. Такие малыши часто рождаются преждевременно, с малым весом, нуждаются в интенсивной терапии и особом уходе. Сегодня эта проблема может быть решена - технологии позволяют подсаживать только один эмбрион, а остальные сохранить путем криоконсервации. Если беременность не наступила замороженные эмбрионы размораживают и переносят в так называемом естественном цикле. Частота наступления в этих циклах выше 30%. Перенос одного эмбриона снижает шанс наступления беременности в этом лечебном цикле. Но, если сложить шансы первого переноса с шансами при переносе сохраненных эмбрионов, то вероятность наступления беременности становится такой же как при одномоментном переносе 2 эмбрионов. Просто желание иметь беременность настолько сильно, что пациенты не хотят откладывать получение положительного результата на потом. Эта проблему можно решить при содействии государства, которое должно материально поддерживать перенос одного эмбриона. Так , в Бельгии, если женщина соглашается на перенос одного эмбриона, ей оплатят 6 попыток.

Автор/Елена Май, журнал "Совершенство", декабрь 2012-январь 2013г.

1 декабря 2012